Храмы

Николай Иванович де Рошефор

Опись церковных памятников Калужской губернии. - СПб., 1882.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13557-roshefor-n-i-de-opis-tserkovnyh-pamyatnikov-kaluzhskoy-gubernii-spb-1882#page/1/mode/grid/zoom/1

 

 

ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ ЛАЗАРЯ, ЕПИСКОПА КИТИЙСКОГО

 Кладбищенский храм в честь святителя Лазаря был построен И.А. Мальцовым в 1826 году.

 В ноябре 1991 г. рядом с храмом был установлен поклонный крест. В храме был установлен дубовый иконостас и иконы в дубовых киотах, переданных в Людиново из закрытого храма в селе Роща.

 

 Храм был построен И. А. Мальцовым в 1826 году на сельском кладбище. Храм представлял собой деревянную холодную однопрестольную церковь с отдельно стоящей трёхъярусной колокольней. К одноэтажному восьмиграннику с куполом и восьмигранным световым барабаном с крестом примыкали апсида, протяжённый притвор с четырёхколонным крыльцом и такое же крыльцо бокового входа. Был приписан к Казанской церкви.

 По некоторым данным, храм был закрыт властями между 1939 и 1941 годами, вновь открыт в 1944 году.

 В 1976 году произошел пожар, в результате которого здание храма полностью сгорело, уцелели лишь колокольня и сторожка, располагавшиеся в отдалении от храма. К колокольне, с восточной стороны, пристроили новое кирпичное помещение. Во время строительства нового храма богослужения не прекращались, а проходили в одном из помещений уцелевшей сторожки. Много усилий в строительстве и оборудовании нового храма приложила староста Е. Н. Романова.

 Обустройство храма завершилось к концу 1980 г. 28 декабря 1980 г. восстановленный храм был освящен архиепископом Калужским и Боровским Никоном (Фомичевым).

 Работы по восстановлению храма продолжались: была переконструирована крыша храма, были установлены купола с крестами, покрытые сусальным золотом. Много было сделано для украшения храма.

 В ноябре 1991 г. рядом с храмом был установлен поклонный крест. В храме был установлен дубовый иконостас и иконы в дубовых киотах, переданных из закрытого храма в селе Роща.

 С 1994 года при храме действует воскресная школа.

 Прихожане храма ухаживают за братской могилой погибших в Великую Отечественную войну героев: Героя Советского Союза Ф. С. Игнаткина, героев Людиновского подполья Алексея Шумавцова и Александра Лясоцкого, а также за могилами бывшего настоятеля храма в период с 1939 по 1944 протоиерея Викторина Зарецкого и иеромонаха Тихона (Беляева).

Святыни

  • частица мощей прав. Лазаря.
  • ковчег с 12 частицами мощей Оптинских старцев.

Настоятели

  • Викторин Зарецкий (1934 - 1939, 1941 - 1944)
  • Симеон Стоянов (2 декабря 1983 - 28 сентября 1987)
  • Анатолий Зарадюк (28 сентября 1987 - 23 мая 1988)
  • Феодор Гапоненко (23 мая - 28 ноября 1988)
  • Димитрий Губаль (с 28 ноября 1988 г.)

http://xn--80aefauqgljb4o.xn--p1ai/lyudinovskiy_rayon/hramy_goroda_lyudinovo_i_lyudinovskogo_rayona/hram_vo_imya_svyatogo_pravednogo_lazarya_chetverod/

 

 

СОБОР В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В Г. ЛЮДИНОВЕ

 

 В 1750 году Никита Никитович Демидов владелец железоделательного завода покупает у графа Аркадия Ивановича Бутурлина д. Людиново Батоговской волости Брянского уезда (впервые упоминается в 1626 г., в «Мещовских писцовых книгах» как владение князя Юрия Андреевича Звенигородского «из дворцовых сел»). И в том же году принимает решение строить деревянную церковь в честь пророка Божия Илии «огненновосшедшего» на небо, почитаемого как покровителя «литейного дела». В 1761г. к храму пристраивается придел в честь пророка Божия Елисея, сподвижника и ученика пророка Илии, в связи с увеличением количества работников на заводе.

 В 1802 г. Петр Евдокимович Демидов (внук Н.Н. Демидова) чуть севернее старого деревянного храма начал строительство нового каменного трехпрестольного собора с каменной колокольней. Главный престол храма был устроен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный (левый) в честь святителя Николая Чудотворца, а правый (южный) в память первого деревянного храма – в честь св. пророка Божия Илии. Завершение строительства и освящение храма произошло в 1820 г. уже при новом владельце Людиновского и Сукремльского железоделательных заводов – Мальцове Иване Акимовиче (1768 – 1853гг.).

 В целом, внешняя, архитектурная часть храма первоначально была выдержана в стиле «русского барокко», позже, примерно в 1850 годы, храм был расширен и перестроен в типично классическом стиле XIXв. Уникальными же особенностями внутреннего убранства храма были:

 Во-первых – это великолепный хрустальный иконостас всех трех алтарей, выполненный как бы заедино. А также хрустальный престол главного алтаря с красивой резной деревянной сенью над ним, и четыре замечательных церковных «паникадила» со множеством хрустальных подвесок (одно пятиярусное в центре, второе среднее в притворе, и два поменьше в боковых приделах).

 Во-вторых – это удивительная и нехарактерная для русских храмов колоннада двухъярусных «балконов – галерей» вдоль всей западной стены храма, из ребристых литых чугунных колонн с коринфскими капителями. По-видимому, балконы были устроены для увеличения «вместимости» призаводского храма.

 В таком благолепном виде Казанский собор сохранился до самого его закрытия в 1930 г. Помещения храма стали использоваться под склады Центрального рабочего кооператива и Райплодсоюза, а ценности переданы по описи в Госбанк, что стало с иконостасом неизвестно. Часть икон разобрали верующие, но большинство их было уничтожено.

 Примерно с 1933 г. кроме складов, перенесенных в восточную часть храма, в его западной части устроили кинотеатр, отделив его деревянной перегородкой. Так было до самой войны.

 В 1940 году колокольня была разобрана до первого этажа, (это была Iреконструкция храма) других изменений в архитектуре не было. Это позволило оккупационным властям с весны 1942 г. разрешить в соборе совершение богослужений.

 14 февраля 1943 года  восточная часть храма сгорела. Говорили разное, но вероятнее всего из-за неисправности дымоходов. Совершал богослужения в этот период настоятель Лазаревского кладбищенского храма протоиерей Викторин Александрович Зарецкий (1898-1944гг.), который стал фактически последним настоятелем Казанского собора. Как позже выяснилось, он вместе со своей дочерью Ниной были активными участниками людиновского антифашистского подполья. О. Викторин награжден (посмертно) медалью «За отвагу», а Указом №580 от 05.05.2007г. была награждена такой же медалью ныне здравствующая Нина Викторовна (Викториновна) Зарецкая (проживает в г. Сельцо Брянской обл.) Об о. Викторине и его связи с партизанами снят видеофильм «Воин Христов» на основе материалов, хранящихся в архивах, в том числе в архиве ФСБ Калужской обл.

 О деятельности о. Викторина и его дочери Нины в военное время повествуется также в книге Т. Гладкова и Ю. Калиниченко «Людиново. Возмездие и воздаяние» (изд. Калуга.,1998 год)

 Город был освобожден 9 сентября 1943 г., и в 1945 г в западной части храма, уцелевшей после пожара, вновь был устроен кинотеатр. Для этого трапезную часть отделили от центральной подкупольной части храма кирпичной стеной, заложили оконные проемы кирпичом.

 В результате II–й реконструкции (1955 – 1957г.) в восточной части храма были разобраны алтарная апсида с колоннами и барабан храма с опорными столбами и колоннами, сделан вход в здание с востока, т.е. через алтарь. Вся восточная часть была разделена на два этажа ж/б перекрытием, изменены также проемы окон из арочных в прямоугольные.

 Во время III-й реконструкции (1964 – 1966г) окончательно разобрали (до фундамента) остатки колокольни с 12 колоннами и вместо нее сделали глухую «П»-образную стену. Убрали «балконы-галереи» на чугунных ребристых колоннах и арочный потолок, вместо него сделали прямое перекрытие на всю ширину трапезной части с фермами из лиственницы, с подшитым потолком, экран был перенесен на запад. Были засыпаны все подвалы. В бывшем храме кроме кинотеатра разместились музыкальная школа (позже библиотека), отдел культуры, кафе-бар.

 Вместо красивого здания храма в стиле классики XIXвека получилось типично советское сооружение общественного пользования, что называется «без особых излишеств».

 В таком виде здание храма и было возвращено Русской Православной Церкви 16 июня 1999 г. Первая Божественная Литургия в возвращенном храме, после некоторых подготовительных работ была совершена архиерейским чином. Соборное богослужение возглавил Архиепископ) Людиновский Георгий (Грязнов), викарий Калужской епархии.

 Указом правящего архиерея – Архиепископа (ныне Митрополита) Калужского и Боровского Климента (Капалина) от 26 июля 1999г. настоятелем Казанского собора г. Людиново назначен, переведенный из Юхновского Казанского собора, уроженец  Людиновской земли, иерей (ныне протоиерей) Алексий Жиганов.

 При соборе создан и работает музей народного быта.

http://xn--80aefauqgljb4o.xn--p1ai/lyudinovskiy_rayon/hramy_goroda_lyudinovo_i_lyudinovskogo_rayona/sobor_v_chest_kazanskoy_ikony_bozhiey_materi/

 

 

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

 Храм преподобного Сергия был построен в 1837 г. предпринимателями Мальцовыми на месте существовавшей здесь небольшой часовни. Престольный праздник приход отмечает 25 сентября/8 октября и 5/18 июля - память преподобного Сергия Радонежского.

 Храм выстроен в византийском стиле и имеет форму корабля. На каждом углу большого светового барабана было установлено по небольшому кресту. При храме была колокольня с шестью колоколами, увенчанная высоким шпилем с крестом. Внутри храм был богато убран, стены были расписаны и украшены лепниной. Возле западной стены были устроены хоры, на которые вела лестница, опиравшаяся на четыре чугунные литые колонны.
 Напротив храма был церковный дом старинной кирпичной кладки, в нем размещалась церковноприходская школа, обширная библиотека, а также жил священник. Храм был обнесен кирпичной оградой. В стороне от храма, под горкой, находился святой источник с выстроенной рядом часовней.

 В 1932 г. храм был закрыт и превращен в зерносклад, при этом иконостас и все святыни остались на месте. Последний настоятель храма священник Георгий Булгаков 15 ноября 1937 г. был приговорен тройкой УНКВД Орловской области к высшей мере наказания и 23 ноября 1937 г. расстрелян. В 1942 г. богослужения в храме возобновились. В 1946 г. он снова был закрыт и переоборудован под клуб. С него были сняты кресты, колокола отданы на переплавку, а колокольня разобрана до нижнего яруса. В алтарной стене было пробито отверстие и сделан запасной выход. Настенная роспись была заштукатурена, иконостас уничтожен. В алтаре были установлены сцена и киноэкран, а в нижнем ярусе колокольни устроена кинобудка. Клуб действовал в храме до 1957 г. Затем он использовался под спортзал. Святой источник был засыпан, часовня снесена. Церковный дом был отдан под подсобное помещение находившейся рядом восьмилетней школы.

 В 1973 г. спортзал был переведен в новое помещение, а храм снят с баланса. Крыша храма обрушилась в результате пожара. В 1980 г. было начато переоборудование храма в газозаправочную станцию, но рухнули железобетонные перекрытия, которыми был заменен сгоревший потолок. С тех пор храм пустовал, купол и внутреннее помещение храма поросли кустарником; церковный дом был разобран местными жителями.

                     

 8 октября 1990 г. оставшиеся от храма стены были переданы Калужской епархии. Тогда же был образован приход, и силами жителей пос. Сукремль началась очистка храма и прилегающей территории от мусора. За зиму 1991 г. были восстановлены потолки, полы, подведено центральное отопление, проведено электроснабжение, устроена кровля. 9 мая 1991 г. в храме прошла первая служба. Далее в ходе восстановительных работ была возведена колокольня, установлены главы и кресты, построен церковный дом, где с 1996 г. начала работать воскресная школа. В 2001 г. для храма были приобретены новые колокола.

 Прихожане храма посещают больных одиноких людей, принимает участие в заботе о детях-сиротах: устраивают для них концерты, оказывают помощь одеждой и обувью. Учащиеся воскресной школы ежегодно выступают в доме престарелых на Рождество и на Пасху. При приходе имеется библиотека.

 Также прихожане храма ухаживают за братской могилой погибших в Великую Отечественную войну воинов, находящейся у южной стены храма. На ней ежегодно 9 мая и каждую родительскую субботу совершаются панихиды.

 http://xn--80aefauqgljb4o.xn--p1ai/lyudinovskiy_rayon/hramy_goroda_lyudinovo_i_lyudinovskogo_rayona/hram_v_chest_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo/

 

 

ХРАМ В Д. БУКАНЬ ЛЮДИНОВСКОГО РАЙОНА

 Первая церковь в деревне Букань была построена в 18 веке. Храм был деревянным и назван в честь Святителя Николая. В середине 19 века к нему пристроили каменные приделы. Главная часть храма была названа в честь Казанской иконы Божией Матери, а две прилегающие так и остались названными в честь Святителя Николая. В годы войны Казанский храм был разрушен. В 2010 году был заложен первый камень в основание нового храма в честь Казанской иконы Божией матери. Протоиереи Алексий Жиганов и Василий Биляк совершили чин освящения основания храма и водружение креста.

 Казанская церковь каменная с каменной колокольней и оградой на кирпичном цоколе с кирпичными столбами и деревянными балясинами построена в 1828 г. на пожертвования прихожан и «доброхотных дателей».

 Приделы устроены в 1900 и 1912 гг.

 Купол покрыт белым листовым железом.

 По штату 1873 г. относилась к 5-му классу.

 Престол в настоящей холодной части освящён во имя иконы Казанской иконы Божией Матери, память 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. В тёплом приделе во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийских, память 9/22 мая и 6/19 декабря. После 1895 г. освящён еще один престол во имя мученицы Параскевы Пятницы.

 Церковь отмечает память мученицы 28 октября/10 ноября и преподобномученицы 26 июля/8 августа.

 Церкви принадлежало 24 деревянные лавки.

 За аренду этих лавок торговцы ежегодно платили 50 руб. в пользу церкви. Церковно-приходская школа была каменная, покрыта листовым железом, размером 20 на 10 аршин, построена в 1891 — 1892 гг. на церковные средства.

 Расстояние от духовной консистории 127 вёрст, от местного благочинного 10 вёрст. Ближайшие церкви: на востоке — Воскресенская в селе Усты в 15 верстах, на северо-западе — Троицкая в селе Запрудное в 4 верстах, на северо-востоке — Троицкая в селе Драгошань в 10 верстах, на юге — Успенская в селе Кондрыкино в 10 верстах.

 Храм разрушен. 25 сентября 2007 г. на его месте возле сельского магазина заложена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери.

 Установлен закладной крест, раскопан фундамент храма, строительство часовни не начиналось.

 Близ храмового места — сельский парк, большую часть которого занимает мемориал воинам Великой Отечественной войны с братскими могилами.

http://www.vidania.ru/temple/temple_kaluzskaya/bukan_kazanskaya_cerkov.html

 

 

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ – Д. ЗАПРУДНОЕ, ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН

 Кирпичная одноэтажная двухпрестольная церковь с деревянным куполом построена в стиле провинциального классицизма в 1831-1836 крестьянином д. Загоричи Антоном Радионовым с помощью прихожан. К одноглавому увенчанному световой ротондой храму с массивной апсидой примыкала трапезная и многоярусная колокольня постройки 1851. Тёплый придел Димитрия Солунского. В 1883 планировалось устройство ещё двух престолов в трапезной. Закрыта в сер. ХХ в., настоящая часть и трапезная постепенно разобраны.

 Обветшавшая колокольня, в которой сохранялся фрагмент прежней отделки пола, рухнула в декабре 2009 года.

 Каменная одноэтажная церковь с деревянным куполом построена в 1831-1836 гг. крестьянином д. Загоричи Запрудской волости Антоном Радионовым с помощью прихожан. Колокольня построена в 1851 г. в одной связи с храмом.

 Вокруг церкви простиралась каменная ограда.

 Престолов два. В настоящей холодной части престол освящён во имя Живоначальной Троицы, память на 50-й день по Пасхе. В тёплом приделе — во имя великомученика Димитрия Солунского, память 26 октября/8 ноября.

 В январе 1883 г. духовная консистория препроводила в строительное отделение Калужского губернского правления план и пояснительную записку на устройство двух каменных приделов в трапезной части. В деле есть план фасада, продольный и поперечный разрез.

 К церкви относилась каменная сторожка с помещением для церковно-приходского училища. Кроме того, в селе находилась одноклассная церковно-приходская школа.

 В 1895 г. в ней обучалось 56 мальчиков и 6 девочек.

 В 1893 г. прихожане получили одобрение епархиального начальства за приобретение колокола стоимостью 1000 руб.

 В 1895 г. прихожане получили одобрение епархиального начальства за пожертвование вещей в приходской храм на сумму 200 руб.

 От храма осталась только руинированная колокольня, в которой сохранился фрагмент отделки пола. Близ храмового места памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

http://www.vidania.ru/temple/temple_kaluzskaya/zaprudnoe_troickaya_cerkov.html

 

 

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ В Д. ИГНАТОВКЕ, ЛЮДИНОВСКОГО РАЙОНА

 Кирпичная одноэтажная трёхпрестольная церковь с колокольней построена  в 1837 на средства прихожан. Приделы Димитрия Солунского, Флора и Лавра. Закрыта и разрушена в сер. ХХ в. Церковное место пусто.

 Каменная одноэтажная церковь в одной связи с колокольней и оградой вокруг построена в 1837 г. прихожанами.

 Престолов три. Главный престол холодный, освящён во имя Живоначальной Троицы, память на 50-й день по Пасхе. В правом приделе престол освящён во имя великомученика Димитрия Солунского, память 26 октября/8 ноября. В левом приделе — во имя святых мучеников Флора и Лавра, память 18/31 августа.

 Земли при церкви состояло: под церковным зданием и площадью 1/4 десятины, усадебной 3 десятины, луговой 3 десятины, пахотной 30 десятин. План на землю имелся и хранился в церковной ризнице. Межевой книги не было.

 Священнослужители владели землёй сами.

 В 1893 г. на средства прихожан построено каменное здание сторожки и церковно-приходского училища, размером 28 на 12 аршин.

 С 1867 г. велась церковная летопись.

 В 1895 г. прихожане получили архипастырское благословение за пожертвование в приходской храм хрустального балдахина на престол стоимостью 600 руб.

 В 1902 г. прихожане, работающие на Южно-Днепровском металлургическом комбинате, что в селе Каменское Екатеринославской губернии, получили архипастырское благословение за пожертвование в приходскую церковь вещей на сумму 700 руб.

 Храм не сохранился. Полина Акимовна, живущая в Игнатовке 33 года, церковь не застала, но указала храмовое место: справа у дороги при выезде из деревни в направлении Космачево, сразу после магазина.

 В 150-ти метрах от храмового места сохранились две одинокие могилы умерших во время Великой Отечественной войны А.К. Герасиной и А.П. Яшуковой. В деревне находится памятник воинам с именами погибших.

http://www.vidania.ru/temple/temple_kaluzskaya/ignatovka_troickaya_cerkov.html

 

 

ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В Д. КОЛЧИНО, ЛЮДИНОВСКОГО РАЙОНА

 Кирпичная одноэтажная трёхпрестольная церковь с колокольней построена в 1864-1877 рядом с ветхой деревянной в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Петра Дмитриева тщанием Священника Петра Успенского, прихожан и благотворителей. К приземистому четверику, увенчанному  массивной световой ротондой с куполом и главой, примыкают прямоугольная апсида и трапезная с трёхъярусной колокольней. Были Никольский и Пятницкий приделы.

 Закрыта до 1941, вновь действовала в годы немецкой оккупации, впоследствии  разграблена, значительно повреждена, лишена куполов. Сейчас здание бесхозно.

 По свидетельству старожилов и по архивным документам деревянная одноэтажная церковь с колокольней построена в 1600 г. генералом Похвистневым.

 Престол освящён во имя мученицы Параскевы Пятницы, память 28 октября/10 ноября.

 Строительство каменной церкви началось в 1858 г. с составления проекта. Деревянная церковь находилась в ветхом состоянии, нижние венцы сгнили, крыша в нескольких местах протекала, от старости многие венцы на углах разошлись.

 На строительство церкви средства собирали прихожане.

 В 1860 г. рассматривался вопрос о строительстве новой деревянной церкви с употреблением местных материалов из церковных дач и ресурсов. Но и от этого пришлось отказаться.

 В 1861 г. к строительству новой церкви еще не приступали по причине малых средств со стороны прихожан. По приговору прихожан начали собирать деньги на строительство нового храма по 50 коп. с души.

 Через четыре года набралось 5000 руб.

 В 1865 г. было выбрано два места под строительство церкви. Одно рядом со старой, другое – на удалении от села, рядом с общественным местом.

 В 1866 г. был изменён план и фасад церкви вследствие малой вместимости. В деле есть смета на построение каменной церкви, проект трёх приделов с фасадом и продольным разрезом.

 Каменная церковь с двухъярусной колокольней построена в 1877 г. архитектором Петром Дмитриевым по инициативе приходского священника Петра Успенского на средства от продажи церковного леса с помощью прихожан и благотворителей. Здание покрыто железом, внутри оштукатурено. Грамота на строительство церкви выдана преосвященным Григорием 2 декабря 1864 г. за № 7422.

 Престолов в обновлённой церкви было три. Главный престол освящён 17 октября 1882 г. священником жиздринской Казанской церкви Павлом Гавриловичем Архангельским во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа. В южном приделе престол освящён 26 октября 1877 г. жиздринским протоиереем Иоанном Петровичем Олеровым во имя святой мученицы Параскевы Пятницы, память 28 октября/10 ноября. С северной стороны престол освящён 12, октября 1886 г. благочинным жиздринской Казанской церкви Павлом Гавриловичем Архангельским во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря.

 В 1891 г. приходским священником Василием Успенским была составлена церковная летопись.

 По распоряжению духовной консистории от 26 марта 1892 г. деревянная церковь была разобрана. Материал употреблён для печения просфор и на другие церковные надобности.

 Здание храма сохраняется в полуразрушенном виде. Возле храма – остатки постройки, возможно церковного дома.

http://www.vidania.ru/temple/temple_kaluzskaya/kolchino_uspenskaya_cerkov.html

 

 

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В Д. КОСМАЧЕВО ЛЮДИНОВСКОГО РАЙОНА

ЗАЗВОНЯТ ЛИ КОЛОКОЛА НАД КОСМАЧЕВОМ?

Автор статьи: Андрей Миловидов,

редактор отдела социальных проблем газеты "Экспресс-провинция"

 Если деревня – это сердце России, той исконной России, о которой, пожалуй, уже успели забыть в городах, задымленных и оглушенных шумом машин, то храм – это душа деревни, зримое воплощение того духовного идеала, к которому всегда стремился русский человек, будь он хоть трижды атеистом. Бывают места, где как никогда ясно ощущаешь связь с чем-то несоизмеримо большим, чем обыденная жизнь, наполненная суетой.

 …Так думал я при виде полуразрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы, что стоит на окраине деревни Космачево. Первое впечатление от него по-настоящему потрясает. Проезжаешь по главной деревенской дороге, сворачиваешь в сторону, и… Из зеленой кипящей зелени вдруг вырастает громада купола с семью прорезями окон, и красный иззубренный кирпич буквально горит на солнце. В очертаниях силуэта угадывается что-то византийское, величественное. Сбоку высится звонница – точнее, то, что от нее осталось. Хорошо видны поперечные перекладины, на которых когда-то помещались колокола. О, как они звонили! Их было слышно по всем окрестным деревням – в Паломе, Ухобичах, Гавриловке, Коновке…

 …Здесь всегда жило много людей. По провинциальным меркам, конечно, много. Согласно архивным записям конца XVIII в., в Космачеве насчитывалось 68 дворов, где проживало 289 душ мужского и 269 женского пола. А вот своего храма не было – и православным приходилось ходить за десять с лишним верст в Печки. Так продолжалось до тех пор, пока в 1779 году здесь не была возведена деревянная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Доподлинно неизвестно, на чьи деньги ее построили – но, скорее всего, по старинной русской традиции, вскладчину, общими усилиями всех прихожан. Она простояла восемьдесят пять лет. 21 мая 1864 года в Космачеве случился пожар, в результате чего половина деревни выгорела дотла. Не пощадил огонь и церковь. Правда, прихожане успели вынести оттуда всю утварь, сосуды, кресты, Евангелия, ризницу, богослужебные книги, деньги, часть икон. Вновь деревянная церковь с колокольней была построена два года спустя, в 1866 г. Это стало возможным благодаря усилиям жиздринского купца Филиппа Филипповича Цурикова, имя которого, наверное, до сих пор памятно местным жителям. Вокруг церкви шла каменная ограда, за которой располагались сторожка из кирпича и церковно-приходская школа. По данным на 1895 год приход, включая старообрядцев, составлял без малого 2500 человек. Но в 1900 году, по какой-то злой иронии судьбы, церковь вновь сгорела. Какое-то время службы проходили в церковно-приходской школе. Второе возрождение началось по инициативе Космачевской общины под руководством И. И. Ракчеева. Новый, уже каменный храм строили всем миром, на совесть, с любовью. И он вышел во многих отношениях уникальным. Из описания: «Выполненный в стиле эклектики с элементами неовизантийского стиля… К окружённому крытой галереей основному объёму храма, увенчанному массивным барабаном с куполом, прорезанным крупными люкарнами, с трёх сторон примыкают конхи под полукуполами, а с запада – трёхпролётная звонница…» Церковь была очень красивая снаружи, а внутри убранство блистало: алтарь, хрустальные люстры, икона Божьей Матери в серебре… Полностью строительство было завершено в 1906-ом – в следующем году как раз исполнится 110 лет с этого памятного дня.  В церкви под руководством отца Николая (при Советской власти он ушел в Маклаки Думиничского района) шли службы, венчания, крестили детей, устраивались крестные ходы по соседним деревням. После отца Николая в церкви служил отец Василий (Шангин). В 1937 году его арестовали, а его семье пришлось уехать в Киров.

 …Война огненным колесом прошлась по русской земле. Здесь, совсем неподалеку от Космачева, проходила передовая линия фронта… Село не раз и не два оказывалось под прицелом вражеских пушек. Церковь была наполовину разрушена, и, как будто этого было мало, после войны здесь открыли склад, а чудом уцелевшую церковную утварь растащили. В итоге за несколько лет послевоенных лет остатки былого церковного богатства были полностью разграблены. Советская власть особенно не заботилась о сохранности культурного наследия. Не осталось даже фрагментов настенной росписи.
 …И тем удивительнее чувство, которое храм Покрова Пресвятой Богородицы вызывает сегодня. Пусть в его куполе зияют пробоины, стены снаружи испещрены следами взрывов, а внутри – автографами туристов, пусть вокруг шумят заросли борщевика выше человеческого роста, и не слышен больше звон колоколов – даже в таком своем состоянии он кажется исполненным величия, заставляет забыть о мелкой суете, настраивает душу на гармоничный лад. И, кажется, совсем не случайно на протяжении десятилетий сюда тянулись люди, и снова и снова храм вставал, как Феникс, из дыма и пепла, еще красивее и краше, чем прежде…
 …Сегодня, когда с самых высоких трибун руководители государства говорят о необходимости укреплять духовные скрепы, а позиции Русской православной церкви сильны как никогда прежде – найдутся ли новые меценаты? Обретет ли деревня некогда утраченную душу? Настанет ли для космачевского храма время третьего возрождения?

http://smoking02.livejournal.com/11775.html

 

Кирпичная однопрестольная церковь построена в 1906 в стиле эклектики с элементами неовизантийского стиля вместо сгоревшей деревянной.

 К окружённому крытой галереей основному объёму храма, увенчанному массивным барабаном с куполом, прорезанным крупными люкарнами, с трёх сторон примыкают конхи под полукуполами, а с запада – трёхпролётная звонница.

 Закрыта в сер. ХХ в, разграблена, значительно повреждена. Ныне здание бесхозно.

 Древняя деревянная церковь /1779/ полностью сгорела 21 мая 1864 г. Пожар начался в доме крестьянина, от которого сгорел 141 дом и церковь. Из храма успели вынести всю церковную утварь, сосуды, кресты, Евангелия, ризницу, богослужебные книги, деньги и некоторые иконы.

 Вновь деревянная церковь с колокольней построена в 1866 г. жиздринским купцом Филиппом Филипповичем Цуриковым. Престол освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы, память 1/14 октября. Вокруг церкви имелась каменная ограда. Внутри ограды – каменная сторожка и церковно-приходская школа.

 В 1900 г. церковь вновь сгорела. Временно богослужения проходили в здании церковно-приходской школы.

 Вместо сгоревшей деревянной в 1906 г. была выстроена кирпичная церковь. Купол покрыт железом, колокольня была деревянной и стояла отдельно от церковного здания.

 Престол остался прежний.

 Здание храма сохраняется в полуразрушенном виде. Интересна архитектура колокольни, формы которой восходят к формам звонниц древнерусских храмов.

http://www.vidania.ru/temple/temple_kaluzskaya/kosmachevo_pokrovskaya_cerkov.html

 

 

ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В Д. ПЕЧКИ ЛЮДИНОВСКОГО РАЙОНА

 Кирпичная однопрестольная церковь построена в 1854 на средства прихожан вместо прежней деревянной.

 Закрыта и разрушена в середине ХХ в. Место храма близ монумента  жертвам фашизма отмечено памятным крестом.

 Георгиевская деревянная церковь с колокольней построена в 1774 г. Каменная в 1854 г. на средства церкви и пожертвования прихожан.

 Деревянная церковь с колокольней на каменном фундаменте построена в 1774 г. Каменная – в 1854 г. на «кружечно-кошельковую» сумму и пожертвования прихожан. Верх покрыт железом и окрашен медянкой.

 Престол один, холодный, освящён во имя великомученика Георгия Победоносца, память 23 апреля/6 мая и 26 ноября/9 декабря. Вокруг церкви прихожане устроили каменную ограду из плитняка.

 В 1882 г. прихожанам д. Которец и д. Николаевка объявлено архипастырское благословение за пожертвование на украшение храма 100 руб.

 Приход в 1895 г. состоял: в селе Печки духовного звания (0 — 5-7), дворян (1 — 1-2), мещан (0 — 6-6), крестьян (141 — 425-483) при церкви; в д. Которец мещан (0 — 4-2), крестьян (97 - 286-340) в 3 верстах; в д. Николаевка крестьян (18 — 65-63), землевладельцев (1 — 1-2). Итого в 258 дворах проживало 793 души мужского и 905 женского пола.

 Храм разрушен. Церковное место находится при въезде в село со стороны Космачева, справа, на горке. Сегодня отмечено памятным крестом. Рядом с церковным местом памятник воинам Великой Отечественной войны. В 2 км от деревни — Георгиевский источник.

http://www.vidania.ru/temple/temple_kaluzskaya/pechki_georgievskaya_cerkov.html

 

 

ЧАСОВНЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В Д. ПОГОСТ ЛЮДИНОВСКОГО РАЙОНА

 Согласно документам Брянского облгосархива в 1840 году в деревне Погост была освящена церковь в честь св. Николая (впоследствии разрушена).

 Сейчас строительство часовни осуществляется силами одного из жителей города.

 Николаевская церковь, стоявшая в центре села, была серьезно повреждена взрывом во время Великой Отечественной войны и вскоре разобрана. Чертёж ее фасада представлен в экспозиции Кировского музея.

 Сейчас у окружённого липами церковного места несколько могил и памятник воинам, павшим в боях за Родину.

 На шести гранитных плитах выбиты их имена. За северной околицей – сельское кладбище. Местные жители еще помнят рассказы своих предков о некогда стоявшей на нём часовне.

 У спуска от кладбища к берегу Болвы находится святой источник во имя Преображения Господня.

 В последние годы источник обустроен, близ него воздвигнута деревянная часовня, освященная в 2006 г. во имя Николая Чудотворца, построена купальня, летом 2009 г. строилась деревянная звонница.

http://www.vidania.ru/temple/temple_kaluzskaya/pogost_nikolaevskaya_cerkov.html

 В деревне Погост Людиновского района была построена в 1750 году церковь. Затем, на ее месте построили каменный храм с колокольней на церковные средства. Он прослужил до 1913 года, затем был заброшен. В 1942 году его взорвали фашисты.

 В 2000-м году инициативные прихожане во главе с монахом Михаилом начали строительство часовни. Недалеко от бывшей церкви была купель. Долгое время она находилась под мусором и песком. Восстановление духовной жизни начали с ее очищения. Купель вычистили, оградили и сделали навес. В 2005 году с помощью православных братьев из Кирова и Людинова построили часовню, освятив ее в честь Николая Чудотворца.

 Купель и часовня находятся на берегу реки Болва. К ним ведут дощатые ступени. Это одно из самых красивых мест в этом районе. В 2009 году в д. Погост началось строительство колокольни. Изготовление колоколов заказал монах Михаил в Тутаеве, чтобы сделали их в особой старинной традиции. В 2010 году купель обновили. Часовня содержалась в идеальном порядке. Иногда здесь проводилась служба. Администрация города позаботилась, чтобы приезжающие в эти места паломники знакомились с историей этих культовых мест. У часовни с купелью стоит стенд с небольшой исторической справкой.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/chasovnya-nikolaya-chudotvortsa-17236.html

 


Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи