ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Неторопливо несет свои прозрачные воды среди вековых лесов красавица Болва. Вот она плавно, даже величаво вышла на луговой простор, а вот, вдруг вспенившись, заговорила на своем переливчатом языке в теснении крутых берегов. Так было и в те далекие времена, когда в этом лесистом крае с многочисленными реками и речушками поселились славянские племена вятичей — отважные охотники и неутомимые землепашцы, искусные рыболовы и бортники, мастера, преуспевшие в различных ремеслах. Это были миролюбивые люди, никогда не зарившиеся на чужие земли, но и свою не дававшие в обиду...
Земля вятичей была важным стратегическим краем, через неё лежал кратчайший путь из Киева и Чернигова в Ростово-Муромский край. О древнем происхождении Людиновской земли, о том далеком времени напоминают старинные поселения, городища, древние курганы, с которыми связано много легенд. По одной из них, богатырь Илья Муромец держал путь в Киев- град «через леса Брынские, городища славянские, по Болве да Деснице рекам». О седой древности напоминают названия некоторых населенных пунктов — Погост, Курганье, Колчино, Которец, Печки, Палики.
Страница из Писцовой книги с первым упоминанием С.И.МАЛЬЦОВ
о Людинове 50-е годы, XIX в.
По Людиновской земле проходила граница трех княжеств — Московского, Черниговского и Литовского. До сих пор это место носит название Чертеж. Там же проходила и так называемая Московская дорожка — в прошлом оживленный торговый путь, по которому шли купеческие обозы на Москву, Киев, Чернигов. Впервые Людиново упоминается в Переписных книгах за 1626 год, где сообщалось: «за князем Юрьевым, княж Ондреевым, сыном Звенигородским, что за ним из дворцовых сел деревня Людиново на реке Псурке, а в ней 5 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 4 двора пустых, хозяева которых бежали безвестно...».
Людиново входило в состав Брянского уезда Ботоговской волости, а позднее, в 1776 году, в царствование Екатерины II, вошло в состав Жиздринского уезда Калужского наместничества. Название «Людиново» происходит от древнеславянского слова «людин», что означает «простолюдин, рабочий человек». Это была крохотная деревушка, затерявшаяся среди дремучих лесов на берегу речки Псурки.
Копия картины «Никита Демидов и его сын Акинфий перед царем Петром».
П. П. Петкау. 1993 г.
Наш город может быть старше, чем было принято считать до сегодняшних дней!
Просматривая документы ЦГАДА в г. Москве настоятель Казанского собора, протоиерей Алексий Жиганов считает, что сопоставление сведений двух документов - "Выписи с писцовой книги 1595 г." и данных "Писцовой книги 1626 г." даёт нам полное основание утверждать, что упоминание "Людиновского рубежа" (т.е. рубежа д. Людиновы) в 1595г. может считаться годом первого письменного упоминания Людинова в архивных документах.
Приводимая здесь выписка из Брянских Межевых книг дает полное представление о «Людиновском рубеже», т.е. о границах земельных владений деревни Людиновы на 1626-1684 г.г., а также содержит сведения о порубежных помещичьих и вотчинных владениях соседних деревень.
«В Брянских межевых книгах межеванья Мокея Микулина да подьячего Петра Иванова 7192 году (т.е. 1684 г.) в Ботоговском стану написано октября в 20 день...» (РГАДА, ф. 1209, ДМЛ/Брянск, кн. 10307, д. 4, л.282).
«... По выписи с писцовых книг князь Петра Звенигородского да подьячего Ивана Ковелина прошлых 7134, и7135и7136 годов (т.е. 1626, 1627 и 1628 г.г.) отмежевано ему околничему князю Семену Юрьевичу Звенигородскому во Брянском уезде в Ботоговском стану в деревне Людинове на речке на Псурке пашни пахотные и перелогу, и лесом поросло добрыя (л. 282 об.) земли сто семдесят четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по реке по Оболве поправой стороне вверх по лугам и по дубровам семдесят копен.
А почата межа той деревни Людиновы (см. «карту», с просьбой учесть, что межевание было
1684 г., а карта 1790 года.) земле и черному лесу и бору и дубровам и бортным ухожьям против писцовой выписки князь Петра Звенигородского да подьячего Ивана Ковелина 134, 135 и 136 год и по сторожиловым скаскам Измайла Алымова крестьянина - Ерошки Иванова с товарыщи. От Лещовского старинного езу, что на реке на Оболве и от Перемыву против Лещовского езу на горе по смете сажень з дватцать стоит сосна, на ней грань, против грани яма. А от того старинного Лещовского езу и от гранной сосны вверх рекою Оболовью к речке Выдре. Вверх до Выдры речки направе земля и лес и сенные покосы и бортные угожья и всякое угожье околничего князя Семена Юрьевича Звенигородского, а налеве земля и лес Измаила Тимофеева сына Алымова деревни Вербежичи, да Сафрона Безобразова, Василья Поганкова с товарищи деревни Савины. А Выдрою рекою вверх до Сосноваго Моху поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву земли и лес церковнаго села Колчина попа Михаила з братьею. И от Сосноваго Мха в Ызгонов поток поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву земли и лес Свинского монастыря села Кондрыкина попа Карпа Семенова. А от Ызгонова потока к речке Ломпуте оба берега, а речкою Ломпутем вниз до Черной Грязи, до поточка. А от Черной Грязи вверх тем Черным потоком до речки до Псури. А речкою Псурью вверх до речки до Трупца поправу (л. 283) земли и лес деревни Людиновы, а полеву земля и лес Мещовского уезду Парфенья да Павла Кореевых, деревни Рога. А от речки Трупца сухим рубежом на Могилки к верховью речки Болшой Сукроменки, по смете сажень с пять сот поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву земля и лес Свинского монастыря вотчины деревни Войловы. А речкою Болшою Сукроменкою вниз до устья речки Малой Сукроменки поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву земля и лес деревни Войловы. А от устья речки Малой Сукроменки вниз тою ж речкою Болшою Сукроминкою до речки до Ломпутя поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву деревни Кринок разных помещиков, да через тою речку Ломпуть от Кузминского езу к дубу, а тот дуб стоит на берегу у речки Ломпуди на нем две грани против граней две ямы. А от гранного дуба и от ям до гранной утинной сосны, что стоит у Лещовского старинного езу против Промыва, на той сосне другая грань, против грани яма. А по смете того лесу и дубровы и черного лесу и бортного ухожья, и сенных покосов и всяких угодий в длину верст на пять и болши, а поперег версты на четыре и болши. А от Лещовского езу и от урочища, что словет Промыв вверх по реке Оболве по правой стороне до речки до Выдры околничего князя Семена Юрьевича Звенигородского, крестьянам ево деревни Людинова сенныя покосы и всякия угодья.
А на межеванья были сторожилы и околныя люди соборныя церкви села Колчина.(л. 283 об.) протопопа Василья Федорова крестьяня - Петрушка Кузмин, Афонка Семенов, деревни Вербежичи Измаила Алымова крестьяня - Ерошка Иванов, Мосейка Савостьянов, деревни Крынок Володимира Похвиснева крестьянин - Нестерко Иванов Сидоров, крестьянин Гаврилова - Авдешка Лукьянов Алфиногенов, крестьянин Енина - Илюшка Федотов Евтифеев, крестьянин Лвова - Филка Савельев Ермолов, крестьянин Медведева - Трошка Родионов, Новопечерского Свинского монастыря крестьянин деревни Войловы Артешка Тимофеев, Филка Наумов.
К подлинным межевым книгам села Колчина пятницкой поп Михаил Зеновьев вместо сторонних людей, которые писаны в сих межевых книгах имена - села Колчина Петрушка Кузмина с товарищи, по их веленью руку приложил».
Пояснения к обозначениям на карте:
1 место «Лещевский ез» «Ез» - это рыболовный плетень по дну реки.
1-2 «Вербежицкий рубеж»
2-3 «Савинский рубеж»
8-9 «Заболоцкий рубеж»
3-4 церковные земли с. Колчина
4-5 церковные земли с. Кондрыкина
5-6-7 ? ? ? рубеж
7-8 «Мещевский рубеж» (т.е. граница Мещевского уезда) или «Роговской рубеж»
8-9 «Заболоцкий рубеж»
9-10 «Войловский рубеж»
10-11 «Криновский рубеж» 11 место «Кузминский ез»
11-1 рубеж д. Курганье
-о—о—о—о—о— Примерное расположение современной дороги
(XXI века) на с. Букань и д. Игнатовка
Указанный на карте от позиции 8 до позиции 9 - «Заболоцкий рубеж» с очень характерной пометой «по Могилки» 5 - дает нам полное право вести «письменную» историю «Людиновского рубежа», а значит и самой деревни Людиновы с 1595 г.
А находящийся слева по течению реки Ломпадь (Неполодь тож) поток - «Черная Грязь» учитывая, что до р. Болвы (Оболви) от самого городища Брыни простирались некогда «Брынские леса», а за Болвой начинались «Брянские леса», очень напоминают строки из старинной былины об Илье Муромце:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит,
- Заросла дорога лесы Брынскими,
Протекла тут река Самородина.
Как у той ли реченьки Смородине,
Как у той ли Грязи Черноей,
Как у той ли березоньки покляпоей.
(Былины, т. I, Л., Гослитиздат, 1958 г. с. 129; с. 135).
Так что бытующее в среде краеведов и любителей местной истории легенды о возможном проезде через наши земли Ильи Муромца из Мурома, через Черниговские земли в стольный град Киев не лишены оснований. Можно и по карте посмотреть прямую дорогу от Мурома на Брынь, затем на Черную Грязь (возле Людинова) затем на Брянск - Чернигов - Киев.
P.S. Последнее примечание в «Пояснениях к карте» сделано специально, чтобы убедиться, что река, которую проезжаем возле д. Агеевки по дороге на Букань называется «Псурь», а не «Болотевка». Кстати в старину «Агеевка» называлась «Авдеев сад».
Источники:
1.Жиганов А. Людиново:1626 или1595г./А.Жиганов А//Людиновский рабочий.-2012.-15 июня.-с.15.
2.Жиганов А. Снова о Людиновском рубеже./А.Жиганов А//Людиновский рабочий.-2012.-22 августа.-с.6.
3.Людиново: Фотоальбом /В. Аниканова, М. Власова, Н. Волкова и др.; Под ред. С. Гордеева.- Тула: ФГУП ИПО «Лев Толстой»- 2004.