Начало XX века

    Революционные  события 1917 года  значительно отразились на работе людиновского завода. 27 октября 1917 года власть в Людинове перешла в руки Совета рабочих депутатов совместно с революционным комитетом. По решению партийной организации Совет рабочих депутатов заставил администрацию завода пойти на создание коллегиального управления заводом на равных началах. В состав этого управления от рабочих вошел 31 человек, в том числе И.Воловщиков, М.Мастеров, М.Енюков, В.Сафронов. Однако вскоре все управление предприятием было передано в руки рабочих и первым «красным» директором стал коренной людиновский рабочий Иван Андреевич Воловщиков.

   12 декабря 1918 года завод, как и все предприятия Мальцовского акционерного общества, был национализирован. В стране идет гражданская война. Большая группа рабочих под руководством коммунистов уходит добровольно на фронт и на подавление контрреволюционных мятежей. Для военных нужд изготавливаются артиллерийские снаряды, минометы, ремонтируются паровозы.

     Промышленность приходит в упадок. Людиновский завод находится в тяжелом финансово-экономическом положении. В связи с отсутствием каменного угля срочно переоборудуют коксовые вагранки и доменные печи под древесно-угольное топливо, на заготовку которого мобилизуются рабочие отряды.

    Именно в этот период на заводе создается профсоюзная организация, вошедшая в мощное авторитетное объединение металлистов Мальцовских заводов. Период с 1918 по 1921 год    был временем непрерывной героической борьбы рабочего класса       за жизнедеятельность предприятия. С окончанием гражданской войны и постепенной ликвидацией продовольственных проблем падение производства прекращается и начинается восстановительный период.  Возобновляется производство локомобилей, завод выпускает литье и детали центрального отопления. 

 1924-1925 г.г. являются переломными в развертывании производства и внедрении важных технических достижений. Возобновляется производство эмалированных ванн, умывальников и посуды.

 Восстанавливаются основные цеха: доменно-литейный, механический, модельный, цех отопительных котлов и радиаторов, сборочно-испытательный, котельный, эмалировочный, ремонтный и другие.

 В журналах «Огонек» № 50 от 06.12.1925 год  и № 2 за 1926 год сообщалось, что Людиновский завод по объему производства и другим технико-экономическим показателям достиг уровня 1913 года.

 26 февраля 1926 года Людиновский завод посетил председатель Центрального исполнительного комитета СССР М.И.Калинин и выступил перед коллективом с большой речью, дав положительную оценку производственно-экономической деятельности предприятия.

 С 1926 года завод специализируется на выпуске предметов центрального отопления, домоустройства и локомобилей новых конструкций. Для расширения производства и увеличения выпуска продукции необходимо было провести капитальную реконструкцию завода. В мае 1926 года, было решено срочно приступить к постройке новой железобетонной  плотины с гидростанцией взамен старой деревянной плотины демидовских времен. В целях сокращения сроков строительства руководство завода взяло на себя изготовление и установку металлических конструкций / затворы, подъемные механизмы и т.п./ Исполнение работ по постройке нового водоспуска трестом было передано специальным строительным организациям «Водоканал». Строительство плотины и гидростанции мощностью 600 л.с. было закончено весной 1927 года. Затем на заводе разворачивается большое строительство новых цехов, общая площадь которых увеличивается почти в два раза.  Закупается и устанавливается большое количество современного по тому времени оборудования. Одновременно строится заводская столовая, жилые дома для локомобилестроителей.

 27 сентября 1928 года на заводе вышел первый номер рабочей газеты «Грохот станков», которая стала регулярно освещать на своих страницах претворение в жизнь планов первой пятилетки.

 Стране нужны были локомобили. Людиновский завод в этот период являлся единственным предприятием в Советском Союзе по производству локомобилей. Принимается решение увеличить программу выпуска до 500 локомобилей       в год. Рабочие завода  выдвинули лозунг: «Докажем, что по локомобилестроению мы можем обогнать капиталистическую Германию». При этом имелись в виду два больших локомобильных завода в Европе: Людиновский – в СССР и Вольфа – в Германии». За нашими успехами внимательно следили за рубежом.

 В ноябре 1929 года на Людиновский завод прибыла англо-американская рабочая делегация. Гости осмотрели большинство цехов, встречались с рабочими и инженерно-техническими работниками. Вот что писали об этом посещении делегаты из Америки: «За время нашего осмотра работы на заводе мы получили  самое хорошее впечатление. Мы не представляли себе таких локомобилей, какие вы производите. Но после беседы с вашими инженерами и осмотра локомобилей, мы поняли, какую важную роль они сыграют в деле реконструкции и индустриализации Советской страны.

  В цехах, работающих по современной  технологии, специализация работы, по нашему мнению, не ниже, чем в Америке.

  Но мы отметили еще и другую сторону – это то, что каждый рабочий интересуется своей работой на заводе, радуется его успехам. Здесь чувствуется что-то новое, что не может представить американский рабочий».

  В 1934 году завод выполняет ответственный заказ по выпуску чугунных тюбингов для строительства первой очереди строящегося Московского метрополитена.

  В годы первой пятилетки появляются различные формы социалистического соревнования: движение ударных бригад, создание хозрасчетных бригад. Бригад образцовой продукции, движение за добровольное повышение норм выработки, смотры предприятий, проведение Дня ударника и др.

  25 апреля 1929 года на нашем заводе создается первая ударная бригада в ремонтно-механическом цехе под руководством коммуниста Степана Кондратенко. Его примеру последовали и другие. В котельном цехе организовалась бригада под руководством комсомольца Виктора Суслова, в чугунно-котельном бригадиром стал комсомолец Сергей Коршунов. Бригада комсомольцев котельного цеха, выполнившая план на 160-180 процентов, решила работать без брака. Коллектив всего котельного цеха поддержал почин комсомольцев и перешел на хозрасчет.

 В сентябре 1931 года хозрасчетом было охвачено 379 рабочих, а в январе 1932 года их было 1153 человека. Внедрение хозрасчета способствовало резкому снижению брака.

 Расширение и реконструкция завода и другие мероприятия, направленные на улучшение производства, условий труда и быта работающих, не замедлили сказаться на значительном увеличении выпуска продукции. Если в 1926 году было выпущено 176 локомобилей, то в 1931  году их было изготовлено 546 общей мощностью более 40 тысяч л.с.

  В 1935 году в нашей стране получило широкое распространение стахановское движение. На каждом предприятии были свои стахановцы, во много раз перевыполнявшие действующие нормы и показывающие чего можно достичь при творческом отношении к труду.

  В приказе по Людиновскому заводу от 29 ноября 1935 года говорится: «На нашем заводе после Всесоюзного совещания стахановцев также отмечается сдвиг в работе. На 11 ноября мы имели на предприятии 65, а на 28 ноября – 392 стахановца. Рост производительности труда на отдельных участках составлял от 352 до 400 процентов. Лучшие мастера на участках: Рыбкин /котельный цех/, Поляков, Карпов, Оленичев /механосборочный цех, Васюков /литейный цех/, Данилов, заместитель начальника механосборочного цеха, Кондаков, начальник цеха, Орлов, инженер, Калошин, техник. По-боевому включились в работу по применению стахановских методов…»

  На 23 декабря 1935 года на заводе было 998 стахановцев. А к 24 января 1936 года – 1610.

Среди первых стахановцев людиновского завода были Иван Демидович Беззаботнов,  Федор Михайлович Бутов, Василий Иванович Щербухин, Иван Иванович Хотеев, Митрофан Васильевич Морозов, Михаил Петрович Морозов, Василий Николаевич Вороничев и многие другие. Почин первых стахановцев быстро распространился на все цеха завода. Сменные нормы  перевыполнялись в три – четыре раза, при этом большое внимание уделялось качеству продукции. НА заводе проводились стахановские сутки, смены. Стахановский труд сказался на бурном развитии завода в годы второй пятилетки.

  Когда М.И.Калинин  в 1939 году вручал в Кремле награды первым стахановцам, среди них были и шесть рабочих людиновского завода.

По материалам Народного музея  истории ЛТЗ

 

 История Людинова отмечена не только трудовыми достижениями, но и активной борьбой рабочих за свои права. Первые выступления рабочих начались вскоре после отмены крепостного права в России. Уже в 1861 году они оказали яростное сопротивление царским чиновникам, а в 1865 г. всеобщая забастовка рабочих завода длилась больше года и была подавлена силой оружия. С 90-х годов XIX века в Людинове возникают первые кружки  социал - демократического направления под руководством А. Н. Овчинкина, Ф. П. Портнова, И. Г. Табачникова.  Вплоть до октября 1917 г. не ослабевало революционное и рабочее движение в Людинове.

   Людиново... С этим городом тесно связано начало революционного движения на Калужской земле. Именно здесь, в Людинове, засверкали первые сполохи зари, разлившейся потом по городам и весям губернии. И теперь, когда местные историки и краеведы создают летопись революционной борьбы, они прежде всего обращают свое внимание к этому маленькому городку, затерявшемуся в густых лесах, к его улицам и площадям, к его памятникам, к людям, живым свидетелям тех событий, к неумолчному и беспокойному сердцу города — тепловозостроительному заводу.

 Стачки следовали одна за другой. 19 августа 1913 года по инициативе большевиков началась политическая забастовка, продолжавшаяся 40 дней. В ней приняли участие более четырех тысяч человек. Владельцы заводов вынуждены были удовлетворить ряд требований, выдвинутых стачечным комитетом. Людиновская социал-демократическая организация поддерживала связь с организациями Брянска, Москвы и других городов России, как самая крупная и наиболее боеспособная в Калужской губернии и Мальцовском округе, оказывала помошь в создании социал-демократических организаций в Песочне, Дятькове, Бытоши, Думиничах. Активное участие в её работе принимали И. И. Фокин, П. П. Захаров, Г. А. Погодичев, А. В. Анцишкин, Д. Н. Кондаков, П. М. Носов и многие другие людиновцы. 1 марта 1917 года в Людиново пришла весть о Февральской революции. Через несколько дней по инициативе большевиков создается Совет рабочих депутатов. На людиновском заводе выбирается совет старост — орган контроля над производством. 5 апреля 1917 года на заводе был установлен восьмичасовой рабочий день. В июне избран оргкомитет по созданию профессионального союза в составе Погодичева, Мастерова, Клячина, Кошелева и Егорова. В течение нескольких дней в профсоюз вступило более двух с половиной тысяч человек.

 Советская власть в Людинове и Жиздринском уезде была установлена мирным путем, раньше, чем в других уездах губернии, и раньше, чем в Калуге. Первым председателем исполкома Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стал Г. А. Погодичев. Людиновский большевик И. И. Фокин возглавил исполком Брянского уездного Совета. Взамен сельской управы в Людинове создается волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов, председателем которого избирается М. Соколов. К концу лета 1918 года на первом собрании молодежи была создана Людиновская комсомольская организация, её возглавил М. Бабкин. В России к этому времени уже разгорался пожар Гражданской войны. В конце июля 1918 года Людиновская парторганизация приняла решение о немедленной мобилизации половины своего состава для отправки на фронт. Положение на заводах Людинова в этот период было крайне тяжелым: холод, голод, разруха, отсутствие сырья. В месяц рабочему и его семье выдавалось по 5-8 футов овса.

 Людиновский Совет, выражая волю масс, решил передать всё управление заводом в руки рабочих. На общезаводском собрании было избрано правление. Директором стал коренной людиновский рабочий И. А. Воловщиков. С 13 декабря 1918 года Людиновский завод вошел в созданное объединение Государственного мальцовского  фабрично-заводского округа. На заводе было налажено производство боеприпасов для нужд Красной Армии. С окончанием Гражданской войны основное внимание было сосредоточено на восстановлении народного хозяйства. Многие цеха людиновского завода требовали ремонта, обновления оборудования. Из-за нехватки металла и топлива Сукремльский завод был закрыт и бездействовал действовал с 1920 по 1925 год.

 По почину московских рабочих, начиная с лета 1919 года, на Людиновском заводе проводятся коммунистические субботники, на которых люди работают безвозмездно.

  В 1921-1922 гг. строится и оборудуется высоковольтная линия электропередачи Людиново - Сукремль, а в 1923 г. - высоковольтная линия Людиново - Цементный - Белые Берега. Одновременно ремонтируются и приводятся в действие все местные водяные и паровые энергетические ресурсы завода, что обеспечивает его бесперебойную работу.

  Начался ремонт старой деревянной плотины. Вводятся в действие вагранки для отливки санитарно-технического оборудования и предметов центрального отопления, вступает в строй радиаторный цех. Возобновляется производство ванн и умывальников, выпуск локомобилей. В 1925-1926 годах завод достиг по объему производства и другим экономическим показателям уровня 1913 года. Продукция отличается хорошим качеством. Предприятие работает стабильно. В Москве на Мясницкой улице был открыт магазин «Государственных Мальцовских заводов».      Здесь демонстрировались людиновские локомобили, арматура парового отопления, знаменитые эмалированные горшки, хрустальная и фаянсовая посуда и много других изделий, выпускающихся на десяти заводах и фабриках.

       Закончились восстановительные работы на Сукремльском заводе, и он стал выпускать сантехнические изделия в значительно большем объеме, чем до революции. Улучшились условия труда, значительно выросли заработки. 28 февраля 1926 года на Людиновском заводе побывал Всероссийский староста М. И. Калинин. Он дал положительную оценку производственно-экономической деятельности предприятия. В этот период Людиновский завод был единственным в России специализированным заводом по выпуску локомобилей. Только за годы  Советской власти их было выпущено более 22000.

           

 Наряду с подъемом промышленности начинается реорганизация сельского  хозяйства. Уже в 1930 году во всех селах района были созданы коллективные хозяйства. Посланцы города и заводов отправляются для оказания помощи сельским жителям не только Людиновского, но и  других районов области.

  В период первых пятилеток сильно изменился облик Людинова. Это  уже крупный промышленный  центр отечественного  локомобилестроения. Небывалыми темпами растут  жилые кварталы, благоустраиваются улицы, расширяются предприятия, строятся школы и клубы. Растет производство на Людиновском заводе. В 1930 году на предприятии впервые в мировой практике применена электросварка по методу русского изобретателя Н. Г. Славянова. Выпуск цельносварных локомобильных котлов был выдающимся техническим достижением.

 Разрабатываются и внедряются в производство новые отечественные модели локомобилей, налаживается производство роторных снегоочистителей для Транссибирской железнодорожной магистрали, выпускается опытный образец парового трактора. Локомобилестроители выполняют  ответственный заказ для великой стройки страны — Днепрогэс 1934 году отправляют первые  эшелоны с тюбингами для крепления и облицовки сводов подземных станций Московского метрополитена. Сотни передовиков производства включились в социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий пятилетнего плана. Шесть лучших представителей завода были награждены орденами и медалями, которые им вручили в Кремле.

 Для достижения всех этих показателей необходимо было подготовить квалифицированные кадры. В 1930 году открывается дневное отделение Людиновского машиностроительного  техникума, строятся новый типовой учебный корпус и мастерские ремесленного училища на базе ФЗУ. Организуются курсы мастеров социалистического  труда.

 Людиновская школа «Трансэнергокадры» начала готовить  машинистов - локомобилистов и электромонтеров, способных вести  полный монтаж локомобильных установок и эксплуатировать их.

 С 1928 года на Людиновском заводе выходит многотиражная газета «Грохот станков», которая  через два года становится районной и переименовывается в «Людиновский  пролетарий». Приехавшие в Людиново в 1930 году поэты А.Твардовский и Д.Осин создают при  газете литературный кружок.

 Бурно развивается  культурная жизнь Людинова, преобразованного из поселка в город. Появляется звуковое кино, начинается радиофикация.

 При рабочем клубе создается самодеятельный хор, «живая газета», агитбригада, танцевальный и балетный коллективы, оркестры народных инструментов и духовой музыки, изостудия. В общественно-политическом журнале «Музыка и революция» за 1927 год сообщалось, что в селе Людиново поставлена опера Бородина «Князь Игорь». Автор сравнивает людиновских самодеятельных артистов с творческими талантами крупных музыкальных центров страны. В центре города оборудуется парк культуры и отдыха, где, помимо спортивных площадок, парашютной вышки, строятся летний театр, эстрада для духового оркестра и танцевальная площадка. Центральная аллея парка выходила на озеро Ломпадь, где у причала отдыхающих ждал прогулочный пароход «Рабочий». На берегу озера находилась лодочная станция.

   В тридцатые годы в Людинове было построено несколько школ, детских яслей, новое трёхэтажное здание райбольницы. Кроме того, действовали ночной санаторий для взрослых, дневной и стационарный детские санатории, многие другие объекты зд равоохранения.

 

 Из книги "Людиново".Фотоальбом.-Тула,2004г.

 

«Настроение вверенного мне уезда спокойное…»

  Начало 1917 года в России было тревожным. Продолжавшаяся уже третий год война обнажила и до крайности обострила все противоречия, складывавшиеся в предшествующие годы. В провинцию просачивались слухи о не-спокойствии в столице, неудачах на фронте. «Среди населения уезда, но главным образом среди интеллигентной части его, в настоящее время наблюдаются толки, разговоры и суждения по поводу последних явлений внутренней политики правительства», — отмечал в своем донесении жиздинский уездный исправник. И хотя это ограничивалось, как сообщает автор документа, «только в суждениях и разговорах.., но надлежит отметить, что мнение и заключение большинства» склонялось больше к позиции Государственной думы, нежели царского правительства.

  На обширных территориях российской провинции столичные события отзывались своеобразным эхом, обостряя и придавая политическую окраску локальным конфликтам, складывающимся постепенно в напряженную, взрывоопасную среду, лишь внешне прикрытую относительным спокойствием. Такой вывод можно сделать на основании знакомства с донесениями в адрес калужского губернатора, в которых фиксировались изменения в настроениях населения уездов.

  Даже при поправках на стремление полицейских чинов сохранить «честь мундира», нельзя не отметить, что в течение января на территории губернии не  было отмечено сколько-нибудь масштабных конфликтов, говорящих о приближении революционного взрыва.

  Документы свидетельствуют о довольно широкой поддержке населением курса  на «войну до победного конца». Однако вряд ли следует переоценивать масштабы  и надежность такой поддержки. В этой связи примечательна заметка, опубликованная 6 января в газете «Голос Калуги». Автор наблюдает праздничные развлечения  на улицах города накануне Рождества и Нового года и осуждает калужских  обывателей за то, что они тратят немалые средства на маскарады, гуляния, в то время как русские люди мерзнут и голодают в окопах.  Нетрудно увидеть  подтекст этого частного, но довольно проницательного наблюдения: разделяя общий патриотический настрой и поддерживая «войну до победы» им понимали цели войны и не были готовы идти на крайние  жертвы ради этой самой победы. Такие настроения еще более давали о себе знать по мере обострения продовольственного кризиса.

   Ситуация, складывающаяся в Калужской губернии в течение 1917 года, подтверждала, что именно продовольственный вопрос постепенно становился катализатором настроений недовольства среди основной массы населения.

   По оценке министра земледелия А. А. Риттиха, посетившего Калугу 31 января 1917 года, губерния входила в число пяти регионов России, наиболее остро нуждавшихся в продовольствии. В Воронежской и Пензенской губерниях калужским земством было закуплено 676 вагонов зерна, однако эшелоны не могли быть направлены в Калугу из-за расстройства транспорта.

    С мест в губернский центр поступало множество сообщений и о растущем  недовольстве, особенно среди горожан и беженцев. В эти дни вся Россия, по существу впервые за новейшую историю, видела столь массовые очереди за хлебом. Газеты писали о «морозных хвостах», очередях, в которых люди были вынуждены простаивать на холоде от двух до пяти часов.

  Именно продовольственный вопрос стал основной причиной обострения разногласий между правительством и Государственной думой. В этом процессе критическая позиция думских лидеров становилась все более популярной, а правительство не могло рассчитывать на поддержку широких слоев населения. Попытки местных властей снять нарастающую напряженность путем упорядочения уличной торговли (разрешение торговать товарами первой необходимости с 10 часов утра), введения карточек, отпуска цен, чтобы привлечь на рынок припрятываемый крестьянами хлеб — все эти меры не напали желательных результатов. Острота сложившегося положения нашла отражение в материалах губернского продовольственного совещания, состоявшегося в Калуге 29 января 1917 года.

  В донесениях, поступающих из уездов, сообщалось и о конфликтах на предприятиях, выполняющих военные заказы, которые по вполне понятным причинам также были предметом особого внимания полицейских властей.

  В частности, крупная забастовка произошла в самом начале января на Людиновском заводе Мальцевского акционерного общества. Чтобы не допустить остановки производства в снарядном цехе, на завод были направлены 200 солдат, и это вызвало массовое недовольство рабочих, опасавшихся уменьшения заработков. Всего в забастовке приняло участие около 3 тысяч человек.

  13  января бастовали рабочие фабрики И. А. Александрова в Боровском уезде. Их требования о повышении зарплаты на 15% были удовлетворены (примечательно, что инициаторами протеста были женщины, что показательно на фоне того факта, что февральские события в Петрограде начались также с  демонстрации женщин).

  Документы не содержат свидетельств о сколько-нибудь значительной социал - демократической пропаганде в губернии. Участие отдельных социал¬ демократов  отмечено лишь в забастовке на Людиновском заводе Мальцевского акционерного общества.

  Начало 1917 года в Калужской губернии было отмечено конфликтами на фабриках и заводах, ростом недовольства различных слоев общества внутренней политикой правительства, ростом цен на потребительском рынке и обостряющейся нехваткой продуктов питания.

Источник: Общество и революция: Калужская губерния в 1917 году/Составители И.В. Зайцев и В.В. Луговой/Под редакцией д.и.н. В.Я. Филимонова; Департамент образования и науки Калужской области, Государственнный архив Калужской области , Калужский областной фонд возрождения историко –культурных и духовных традиций «Символ».- Калуга: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ», 1999.- 432 с.


Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи