Водоёмы

Река Болва

Река Болва является одной из крупных рек Калужской области.

 Она берет начало в Спас-Деменском районе недалеко от деревни Стребки, проходит через Кировский, Людиновский, по границе Жиздринского и Дятьковского районов и впадает в Десну в районе Брянска.

 Ее протяженность 213 км, причем по Калужской области она протянулась на 121 км., и 92 км. протекает по Брянской области.

 А вот как описывалась Болва 150 лет назад: «Река Болва берет начало в Мосальском уезде, из небольшого болота, между деревнями Ключи, Ползы и Оболовь, принимает направление на юг на пространстве 115 верст протекает уезды Мосальский и Жиздринский и входит Орловской губернии в Брянский уезд, где впадает в реку Десну. Течение реки очень быстро. При начале ее глубина и ширина незначительны. При деревне Усохах, близь границы Мосальского уезда с Жиздринским, ширина ее до 8 саженей (17 м.), глубина не более ¾ аршина (0,5 м.); близь границы Калужской губернии с Орловской ширина от 25 до 30 сажень (от 53 до 64 м.), а глубина до 2 аршин (1,5 м.). берега невысоки и песчаны, а местами болтисты. Дно реки песчаное и твердое, но есть местами и вязкий грунт. Течение реки извилистое. Долина ее в Мосальском уезде открытая, а в Жиздринском и особенно в Орловской губернии поросла лесом. Лугов по реке Болве очень мало. Сплав леса производится по Болве только весною. Берега ее не ограждены плотинами и бичевника нет. По Болве находятся чугунные и железные заводы: Песоченский (ныне Кировский), Сукременский и Людиновский».

Издревле люди старались селиться по берегам рек и озер.

 Трудно найти в наших краях поселение, которое стояло бы не на реке. Вода – питье, вода – дорога, вода приводила в движение мельничные колеса, с ее помощью работали лесопильни, а позднее и молотовые амбары железоделательных заводов.

 Вокруг Болвы на десятки и сотни верст тянулись непроходимые дебри – Брынские и Брянские леса, в которых было много зверя и птицы, а в реке рыбы. Дебри наднжная защита от чужеземцев. Лес является строительным материалом и обогревал жилища, поэтому и заселили берега Болвы славянские племена вятичей и радимичей. Поэтому многие названия населенных мест, ручьев и речушек в том числе и сама Болва происходят от вятских корней.

 Согласно карте Жиздринского уезда за 1776 год в Болву впадали речки Теревка, Еловка, Черный Поток, Выдра, Косиченка, Майкова, Куява, Жукотина, Преня, Птичка, Точа, Ломпать, Песочня, Туря, Буда, Свинка, Зиминка, Малывино, Мостовка, Малининка, Таненка. К сожалению, в настоящее время многих из этих названий на карте уже нет, т.к. некоторые речки обмелели, заболотились или превратились в ручьи, некоторые совсем пересохли.

 Самыми древними путями сообщения Калужского края были пути водные. Географическая территория бывшей Калужской губернии, выгодно расположена по течению больших рек, принадлежащих двум речным системам: Днепровской и Волжской. В годы далекой, седой старины по Болве, Десне и Днепру предки обитателей Калужской губернии, вятичи, «поддерживали оживленные сношения со славянами, населявшими земли Северскую, Черниговскую и Киевскую, а там с побережьем Черного моря, а по Угре, Жиздре, Оке и Волге вели меновую торговлю с богатыми городами Болгарского и Хозарского царства».

 За территорию, расположенную по берегам Болвы и Десны, шла острая борьба между вятичами – славянскими племенами, коренными жителями края и угрофинскими племенами моря, стремившихся к захвату славянских земель. Безмолвными свидетелями этих давно прошедших времен являются курганы, встречающиеся по берегам Болвы и ее притоков.

 Со второй половины XIII века Брянск и укрепленные места по берегам Болвы и Десны являлись форпостом при защите западных границ Руси от нападения литовцев. Курганы на берегах Болвы – следы разгрома в 1275 году литовского войска дружинниками брянского князя Романа. Отдельные отряды татарского хана Батыя появлялись в 1238 году и на берегах Болвы. В народе сохранились сказания о битве с татарами у села Погост. Только с помощью Москвы земли вятичей были освобождены от татаро-монгольских и литовских захватчиков и в 1500 году навсегда вошли в состав Московского государства.

 Более четырех веков назад через непроходимые леса здесь были проложены так называемые засечные линии, которые проходили от верховий Болвы через Брянск к Чернигову и Конотопу. На этих своеобразных укреплениях и находились сторожилища и заставы, жители которых вместе с небольшими княжескими отрядами первыми встречали незваных гостей. На берегах Болвы, Неполоти, Неруча, Ужати и Жиздры враги всегда встречали жестокий отпор и всякий раз откатывались на запад.

 В течение четырех веков – с XIV по XVII – население края пережило около двухсот войн, междоусобиц, набегов. За это время старые поселения уничтожались, вырастили новые. Но располагались они по берегам все тех же рек. А в начале восемнадцатого века в месте слияния рек Большая и Малая Песоченка с Болвой появляются первые железоделательные заводы. Это было связано с тем, что принимаются меры к заселению здешних мест и освоению богатства края. Здесь появляются обширные боярско-княжеские землевладения Голицына, Бякентова, Шамардина, огромные земельные участки с крепостными крестьянами становятся собственность Свенского и Звенигородского монастырей.

 Есть легенда о том, как в 1700 году князь Голицын получил личные указания царя Петра I поставлять корабельный лес на Брянскую судостроительную верфь, в устье реки Болвы при впадении ее в Десну. Важная задача стояла перед этой судоверфью – строить корабли для речного флота начавшей «мужать в бореньях России». Князь Голицын поспешил в свою вотчину на Болве. Остановился на плоском нагорье в излучине Болвы, где в нее впадает Песоченка и показал рукой на гладь Болвы, сказал: «На сем месте пристани быть построенной надлежит, для сплава лесов корабельных пригодной». Маленькая пристань на Болве привлекала к себе многих людей. Сюда шли беглые крестьяне, и их охотно зачисляли в артели плотогонов. Так был основан маленький поселок Песочня (нынешний Киров), а рядом с ним на Болве выросла небольшая пристань для сплава леса. Сюда в широкую пойму Болвы и Песоченки, свозилось зимой много леса, который вязался в плоты и сплавлялся весной на судоверфь в Брянск.

 В первой половине восемнадцатого века на берегах Болвы, Неполоти и Песоченки было уже несколько железоделательных и горных заводов. Инициатива их строительства и разведка местных руд принадлежала известному тульскому заводчику Никите Демидову. Последний быстро налаживает дело выплавки чугуна и железа, приобретает у князя Голицына земли с лесами. Позднее приходят на берега Болвы промышленники Золотаревы, Строгановы, Гончаровы, а в начале XIX века на арену выходят крупные промышленники Мальцовы. Согласно «Списка населенных мест Калужской губернии по сведениям 1859 г.» только в Жиздринском уезде при реке Болве располагались населенные пункты: Усохи, Теглево (Тегайлово), Натарово Дальнее (Унеговье), Натарово Ближнее, Дуброво, Мамоново, Острая слобода, Слобода, Воскресенск, Нагорное, Псурь, Любышь, Жилинское, Песочня и др. Некоторых уже нет, другие изменили свои названия.

 В настоящее время Болва используется как источник для орошения пойменных земель, водоснабжения и частично для рыболовства. В XVIII-XIX веках значение ее было значительно шире. По ней сплавляли лес, гнали плоты с углем, который выжигали в окрестностях. Береста, лыко, смола, овчина, кожаные товары, рогожи, корыта, пенька, ободья, парусина, канаты, а с постройкой железоделательных Демидовских заводов – чугунное литье, фаянсовая посуда (с Песоченских заводов), стекло и хрусталь (с Мальцовского Дятьковского завода) – все это направлялось по Болве в Десну и далее на юг России.

 Так как Калужская губерния играла важную роль в экономическо-финансовых расчетах правительства, в начале XIX столетия, по распоряжению департамента водяных коммуникаций, производились исследования местности между р. Жиздрой и Болвой для прорытия канала с целью соединения волжской системы с днепровской. Предложение было соединить каналом речку Птичную, впадающую в Болву, и ручей Грамотинь, впадающий в Жиздру. Длина канала составила бы не более 5 в. (5 км.). Предложение, однако, не осуществилось.

 Прямой водный путь Болва – Десна – Днепр – Черное море был открыт в 1870 году. К этому времени С.И. Мальцов создал в нашем крае огромный промышленный округ и этот длинный путь позволил ему торговать своей продукцией не только с Россией, но и с соседними странами Турцией, Ираном, Персией. Построенные им шлюзы, бассейны, плотины для задержания воды и образования прудов на реках Болве, Жиздре и их притоках создали возможность постоянного судоходства от Сукремля до Брянска на протяжении до 100 верст. Так, на реке Болве было построено 4 шлюза: в Песочне, Иваново-Сергиевске, Сукремле и Любохне. Все эти гидротехнические сооружения, кроме судоходства, обеспечивали получение дешевых водных двигателей.

 Когда на Людиновском заводе зародилось паровозостроение, первые паровозы доставлялись в Радицу в полусобранном виде (для окончательной сборки) очень сложным путем: в Людиновском заводе, у моста на заводском русле реки Ломпадь устанавливалась барка с проложенными на ней рельсами, на которые с берегового заводского железнодорожного пути спускался паровоз и устанавливался на барке. Барку с паровозом выводили на Сукременский пруд и маленьким пароходом буксировали до плотины Сукременского завода. Там паровоз снимали с барки на железнодорожный путь и вручную подвозили к Сукременскому шлюзу р. Болвы, где устанавливали его на другую барку и пароходом «Николай» доставляли к Любохонскому шлюзу. Здесь с паровозом повторяли туже операцию, что и в Сукремле, т.е. перегружали его на третью барку и пароходом «Анастасия» перевозили в гавань Глиняного озера на Капиталининскую пристань Радицкого завода, где паровоз снимали и ставили в паровозосборочный цех для окончательной сборки, испытаний и окраски.

 Кстати, на Мальцовских заводах зародилось и русское пароходное дело. Три малых транспортных парохода: «Анастасия», «Николай» и «Капиталина» были построены на Людиновском заводе для транспортировки по реке Болве, Людиновскому и Сукременскому прудам барж, лайб и берлинок с различными материалами и товарами. Кроме того, людиновцы построили первый пассажирский пароход «Ласточка» и товарно-пассажирский «Иоанн Богослов» и несколько буксиров, которые с людиновскими капитанами плавали до днепровских порогов, а потом и вовсе проходили эти пороги до Черного моря, а оттуда в заморские страны.

 В 1844 году жители города Брянска, как сообщала тогда газета «Калужские губернские ведомости», «были приятным образом порадованы появлением на их родной реке парохода, названного «Людиново». Настолько важным оказалось это известие для того времени, что его перепечатали и «Санкт-Петербургские ведомости». Пароход этот принадлежал С.И. Мальцову. Целью его было «содержать сообщение по рекам Десне и Днепру. «Людиново» вышедши из р. Болвы и прошедши Десною и Днепром до г. Кременчуга, с своим владельцем, благополучно возвратился в … Брянск.»

 Строились на заводах Мальцова и суда для Черноморской флотилии, которые затем по Болве сплавлялись до Черного моря.

 Вот, что сообщалось в «Военно-статистическом обозрении» за 1853 год: «Суда, употребляемые на Десне, суть: байдаки и берлинки; они строятся в Брянске, а так же на р. Болве; байдаки имеют длину от 12 до 15 сажень, ширины около 4 са., и около 2,5 арш. вышины; обходятся они около 120 руб. серебром; для управления требуют 9 человек; берлинки в размерах менее байдаков. Байдаков отходит ежегодно до 200, берлинок же до 35, которые все принадлежат г.Мальцову, и нагружаются на заводах, лежащих на р. Болве. Мальцов же устроил пароход, которого главное назначение есть наблюдать за ходом его караванов…». По рекам Десне и Болве строились иногда суда для Черноморской флотилии, а при Петре Великом строились и галеры.

 Вдоль берегов Болвы находится много полезных ископаемых, которые в XIX веке имели большое промышленное значение и послужили отправной точкой для постройки целого промышленного комплекса, куда входили не только чугунолитейные, машиностроительные, хрустальные и стекольные заводы, но и целый ряд самых различных вспомогательных предприятий. И все они в основном работали на местном сырье. Это Людиновский и Сукременский горные и металлургические заводы, бумажная и канатная фабрика в Любохне, гвоздильный завод в Курганье, Любохонский паровозостроительный завод. В 1900 году начал строиться завод «Мальцовский портланд-цемент» на берегах Болвы. С двух сторон от заводских построек, начинались карьеры. Ближе к Болве – глиняный, а с противоположной – меловой. Это сырье и служило для производства первоклассного цемента.

 В бассейне Болвы к западу от ее течения располагались залежи каменного угля, залегавшие на небольшой глубине. Местные крестьяне «копали» этот уголь и отвозили на повозках на Мальцовские заводы.

 Н. Кудрявцев, занимавшийся исследованием бассейнов Десны, Жиздры и Болвы в 1890 г., отмечал: «Вся площадь от г. Козельска к западу от реки Болвы, с одной стороны, и от реки Жиздры до реки Угры на север, с другой стороны, занята отложениями или непосредственно угленосного яруса, или же он неглубоко подлегает под выходящими на поверхность горными известняками. Поэтому, как вся северная часть Жиздринского уезда, весь Мосальский уезд и северо-восточная часть Брянского уезда может дать солидные разработки каменного угля». Около Песоченских заводов по берегам Болвы добывались глина, кварцевые пески для производства фаянса. Кроме того добывались красная, желтая, белая и синяя глины используемые для производства черепиц, кирпича и горшков.

 От Любохны, на протяжении тридцати верст, по берегам Болвы находятся богатейшие залежи гравеля – самого лучшего фосфорита. Раньше он служил прекрасным удобрением для полей. Около деревень Славинка и Шибенец много фосфоритов, вблизи Марьина залежи серного колчедана, в верховьях Болвы встречаются охра и лингиты.

 Конечно в наши дни многие месторождения полезных ископаемых значительно истощились или не имеют промышленного значения, но тем не менее в бассейне реки Болвы до сих пор имеются залежи строительных и баластных песков, торфа, формовочных песков, кирпичные глины, бурый уголь.

 По берегам Болвы обитают многие животные нашего края такие, как волк, куница, лисица, косуля, бобр (очень редко, был завезен и акклиматизирован в 1951 г.), кабан, рысь, белки, зайцы, очень много кротов и другие мелкие животные, а также норка, хорь, горностай, енотовидная собака, выдра и др. В прибрежных лесах обитает много птиц. Это глухарь, куропатка, рябчик, кроншнеп, кулик, дикие утки и гуси, цапля, выпь, чайка, перепел, сойка и многие другие.

 Разнообразен и лесной массив по берегам Болвы и ее притоков – березы, осина, сосна, ель, ольха, дуб, клен, ясень, липа, много кустарниковых, таких как ракита, ива, верба и т.д.

 В отдельных местах берега окаймляют луга богатые разнотравьем и медоносами, недаром в этих местах с покон веков занимались местные жители бортничеством (пчеловодством).

 Кроме того, в Болве и по ее берегам обитает много разновидностей лягушек, жаб, различных моллюсков, ручейники, тритоны, ужи, змеи, ящерицы и многие другие земноводные и насекомые.

 При обследовании истоков Болвы на протяжении 30 км. (в 1970 г.) было обнаружено 3 поселения бобров, в которых обитало 12-15 особей.

 До середины восемнадцатого века рыболовство, как промысел, имело в нашем крае немалое значение, но как сообщается в «Географическом очерке Калужской губернии 1908 г.»: «С конца восемнадцатого столетия рыболовство, как промысел, теряет свое значение. Уменьшилась лесная площадь, а вследствие этого обмелели реки. В писцовых книгах XVII века упоминаются многие ручьи и речки, от которых в настоящее время не осталось и следа; другие, некогда весьма значительные, теперь представляют из себя едва заметные ручейки». С обмелением и уничтожением их обмелели и главные реки Калужской губернии, в т.ч. и Болва. Последнее обстоятельство имело своим последствием уменьшение рыбного богатства края. И уже в начале XIX века рыболовство как промысел, не имеет никакого значения в народном хозяйстве, т.к. не удовлетворяет даже местной нужды.

 В Болве водятся: лещ, усач, подуст, носарь, судак, щука, а так же распространены елец, голавль, красноперка, язь, линь, пескарь, уклея, белоглазка, синец, чехонь, карась, сазан, ерш вьюн, сом, верховка и другие речные рыбы.

 Почвы: в Спас-Деменком Районе в бассейне реки Болвы преобладают дерновые, луговые и болотные почвы пойм и дерново-подзолистые почвы надпойменных террас и склонов речных долин (разного механического состава). В Кировском, Людиновском и Дятьковском районах по течению Болвы в основном пойменные дерновые, луговые и болотные (преимущественно суглинистые), на более отдаленных от берегов участках  дерново-слабоподзолистые в сочетании с дерново-среднеподзолистыми и подзолистыми почвы.

 В наши дни Болва потеряла свое промышленное назначение, по ней не сплавляются лес, не плывут пароходы и баржи с товаром, но она осталась украшением нашего края, любимым местом отдыха туристов и местных жителей. Почти в любом месте ее можно перейти вброд. По ее берегам не настроено прекрасных зданий. Через нее не перекинуты красивейшие мосты, служащие не только для переправы, но и украшающие ландшафт. У нее есть только то, что создала матушка-природа – живописные повороты и излучины, обрывистые склоны берегов, впадающие ручейки, дубравы, дорожки и тропинки. И эта первозданная красота вдохновляет поэтов и художников нашего края к творчеству. Вот что пишет кировский художник А. Зорюков: «Я прошел и проехал на велосипеде вдоль Болвы с этюдником от Воскресенска до деревни Красный Петух. Написал десятки этюдов и картин. Изображал ее в разное время года, но больше всего осенью. Осень на Болве это что-то потрясающее! Нет в мире художника, способного передать эту красоту в полной мере! Нет таких красок, которыми можно это изобразить! Но… Но, я стараюсь, пытаюсь хоть часть этой красоты перенести на холст.»

 И действительно рассматривая работы Александра Васильевича как бы совершаешь экскурсию по берегам Болвы, «переходя» с одного берега на другой, при этом видим ее в разное время года.

 Много работ посвящено Болве у кировских художников С.Е. Косенкова, Е.С. Никитина, у людиновских художников В.А. Хованского, А.П. Николаевой, и многих других. Фотохудожники тоже часто отображают в своих работах неповторимую красоту родного края. Но эту красоту нужно не только любить, но и беречь чтобы сохранить ее для потомков.

 Некоторые путешественники-любители сплавляются на катерах по Болве, Десне, Днепру до Черного моря. Так в 1959 г. Такое путешествие до Киева совершили людиновские энтузиасты, о чем сообщалось в газете «Людиновский рабочий! №101 от 28.08.59 г.

 

 

Река Неполодь

 На притоке Болвы – р. Неполодь – построено крупнейшее в области водохранилище Ломпадь.

 

 Озеро «Ломпадь» или Людиновское водохранилище расположено на реке Неполодь к северу от г. Людиново и является самым крупным искусственным водоемом Калужской области. Растительность его берегов представлена небольшими участками хвойных лесов c широколиственными элементами, мелколиственными лесами из ольхи черной и березы повислой, небольшими фрагментами широколиственных, преимущественно липовых лесов, суходольными разнотравными и гигрофитными высокотравными лугами, водной и прибрежно-водной растительностью. Всего здесь отмечено 330 видов высших сосудистых растений, среди которых 8 (баранец обыкновенный, вейник пурпурный, овсяница высокая, осока метельчатая, звездчатка толстолистная, фиалка Селькирка, зимолюбка зонтичная, турча болотная) – занесены в Красную книгу Калужской области.

 Богат и разнообразен животный мир водоема и прилегающих в нему угодий – более 30 видов млекопитающих, в том числе: кабан, европейская косуля, европейский лось, волк, обыкновенная лисица, енотовидная собака, лесная куница, горностай, лесной хорь, бобр обыкновенный, ондатра, американская норка и выдра, и 17 видов рыб (плотва, окунь, лещ, красноперка, ерш, щука и карп). Из земноводных встречаются обыкновенный тритон, обыкновенная и зеленая жабы, многочисленны озерная, прудовая, остромордая и травяная лягушки; из пресмыкающихся – гадюка обыкновенная и уж обыкновенный, а также прыткая и живородящая ящерицы.

 Водохранилище является частью ключевой орнитологической территории России «Людиновские озера» местного ранга. Неполный перечень зарегистрированных на особо охраняемой природной территории птиц насчитывает более 80 видов, среди которых 7 (европейская чернозобая гагара, большая белая цапля, белый аист, серый журавль, большой улит, речная крачка, дроздовидная камышевка) – относятся к редким.

 Озеро «Ломпадь» с прилегающими угодьями представляет исключительную ценность для сохранения уникальных и эталонных природных комплексов и объектов и биологического разнообразия Калужской области.

http://www.калужская-область.рф/sub/ecology/OxranaOC/Osobo_oxrayaenie/

 

 

ЛЮДИНОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

 Водохранилище руслового типа с запасом воды 30 млн. кубометров и площадью зеркала 870 гектаров при нормальном  подпорном уровне. Нормальный подпорный уровень (НПУ) составляет 181 м от принятого в России уровня Балтийского моря. В рыбоводческом паспорте водохранилища площадь водохранилища принята 667 гектаров.

 На западном берегу водохранилища расположена большая часть г. Людиново. А водохранилище в некото­рых географических картах называют Людиновским озе­ром.

 В 1733 году работные люди Никиты Никитовича Демидова начали отсыпку земляной плотины на реке Неполоти за впадением речки Псурь, в местности, называе­мой Ломанной Падью - Ломпадью. У местных жителей имя озеро Ломпадь носит это водохранилище, созданное для постренного в 1745 году Людиновского железодела­тельного горного завода.

 От плотины водохранилище протянулось на север вдоль бывшего русла Неполоти на 12 с лишним километров. Здесь, на севере, выше деревни Шупиловка по берегам располагаются основные луговые массивы с кус­тарниками и редкими группами деревьев: ольхой, бере­зой, дубом. А в 12 километрах от Людиново, выше впадения речки Перетёсны, на подпруженные воды надвигается крутой правый берег урочища Утрилово с могучими молодыми белыми берёзами.

 В середине 19 века для увеличения долгодействия мощностей Людиновского завода у начала озера Ломпадь был сооружен еще один пруд - Утриловский. Земляная дамба плотины хорошо сохранилась до настоящего времени. Ещё можно видеть остатки деревяного водосброса или моста. На восточном берегу, сразу же за дамбой плотины располагался рельсопрокатный цех Людиновского завода, где в 1877- 79 годах катали рельсы из металла, поставляемого баржами с Людиновского завода для строившихся железных дорог Людиново - Брянск, Людиново - Песочня ( ныне Киров), Людиново - Шахта. Прокатный стан приводился в движение от водяного колеса, вращаемого водой, поступающей из пруда. Управлял в то время цехом Егор Козьмич Терехов. Здесь ещё ныне можно обнаружить остатки огнеупорных кирпичей и шлака.

 Кроме источника энергии для прокатного стана утриловского цеха, этот пруд длиной 5,7 км и площадью 237 гектаров являлся источником подпитки в жаркое и в зимнее время Людиновского пруда. Стоявшая на плотине еще в 1995 году чугунная плита своей отлитой надписью напоминала какой уровень пруда не должен превышаться для обеспечения сохранности плотины и безопасности расположенных до Брянска водных сооружений и населённых пунуктов.

 У самого города водохранилище раздваевается, уходя в Псурский рукав - залив, протянувшийся вдоль бывшего русла Псури почти на три километра. Двигаясь по рукаву к истоку, увидим справа, у Зелёного карьера, могучие ели с берёзами, а левый берег занят преимущес­твенно смешанным лесом с нависающими над водой оль­ховыми деревьями.

 Густые леса, покрывающие здесь берега, таят, осо­бенно с правой стороны, много родников, подпитывающих озеро.

 Крутые берега Псурьского рукава переходят постепенно в низкие пойменные, луговые. И само водохранилище за Горским мостом постепенно переходит в устье речки Псурь. Речка Псурь, с впадающими в неё Середней, Болотевкой и Крученкой, собирает воды от проходящей недалеко границы водораздела бассейнов Волги и Днепра. В старинные времена на Псури были сооружены  подпиточные пруды,  необходимые для устойчивой работы водяных колёс, от которых приводились в движение станки, прессы,  прокатные станы и другие   механизмы завода. Плотина первого пруда перегораживала пойму Псури метрах в 300 выше нынешних остатков Горского моста. У плотины располагались мастерские по изготовлению гвоздей (на карте  1880-х годов они названы «Гвоздильня Загорская»).

 

 

 Ещё  на 1,5 км выше   по Псури у впадения в Псурь р. Крученки (на старой карте – Крученки) – плотина второго, более крупного пруда. В настоящее время можно видеть сохранившиеся земляные дамбы этих плотин.

 А общий бассейн водосбора всего водохранилища составляет 619 квадратных километров.

 Наибольшая глубина водохранилища 14 метров, средняя - 3,5 м.

 Максимальная наполняемость водоёма считается при дождевом и снеговом питании, с преобладанием снегового во время таяния. Выходящие к воде ложбины, часто с ручьями, - сборщики талых и ливневых вод, образуют заводи, получившие у людиновцев устоявшиеся названия.

 

 

 Если мы вышли на курсирующем по водохранилищу теплоходе «Садко» за перемычку, то впереди по курсу будут острова Круглый и Змеиный. Справа от Круглого, ближе к нам, в восточный берег врезается заводь Бурулёва. Подходы к ней заросли камышом, тростником кугой и рогозом. На западном берегу, напротив островов, заводи Кордон, Полдневище, у которой расположился городской водозабор. Метрах в четырехстах от него довольно глубоко в лесной массив врезается заводь Шамшича.

 За кормой остров Змеиный, с запада открывается вид на поляну Милой избушки, а по восточному берегу пляжные плёсы полуострова Никольский, образованного заводями Никольской и Песковатской.

 Слева, за заводью Милой избушки, называемой иными заводью лесника Изгонова, ещё не совсем заросшее поле и живописный откос бывшей деревни Первая Диберка, с плакучитми берёзами, с заросшими крапивой остатками фундамента последнего дома...

 Уходит вдаль озеро Ломпадь, государственный памятник природы, с лесными массивами, составляющими водоохранную и санитарную зоны защиты источника питьевого водоснабжения города, укрытие для зверей и птиц, привлекаемых водой. Озеро с прилегающими угодьями в 1995 году объявлено Государственным памятником природы областного значения. Входит в список «Семи чудес Калужской области».

 Городская часть акватории водохранилища отделена от санитарной зоны остатками перемычки, построенной в 1893 году для вывода железной дороги на Песочню (ныне город Киров) из черты промышленного села Людиново в те времена за его пределы, в лес. В городской акватории  водоём достигает наибольшей ширины - 1150 м

 Многие поколения молодых людиновцев на своём озере учились плавать, познавать основы водного и парусного спорта. И сейчас в бывшем морском клубе ЛТЗ они учатся укрощать винсёрфер, осваивают греблю на байдарках и на такой сложной и неустойчивой спортивной лодке, как каное.

 И кругом сосетствует история их города и завода. Почти три века назад их предки обычными конными телегами навозили более 850 тысяч кубометров суглинистого грунта, перегородив плотиной долину речки Неполоть, назааемой в этом месте Ломанной падью - Ломпадью и подняв её на 14 м над уровнем Неполоти.

 В 1995 году, к празднованию 250-летия завода, тепловозостроители, по инициативе директора Бузюна Олега Васильевича завершили постройку железобетонной набережной с чугунными решётками парапета и красивыми фонарями, с кирпичным зданием морского клуба и пристанью для возобновлённого судоходства по озеру, со слиянием музея истории завода и музея людиновского подполья.

 В сентябре 1995 года на торжестве в честь 250- летия завода глава администрации города Валерий Анатольевич Денисов, поздравляя тепловозостроителей, вручил картину людиновского художника Валерия Хованского «Плотина и «Садко», показывающую водохранилище как колыбель людиновского завода и города.

 

 

 Говорил о слиянии истории нашего края с историей России, о вкладе достижений завода в славу России.

 В 2004 -2006 годах был проведен капитальный ремонт и реконструкция плотины благодаря энергичным действиям тогдашнего главы администрации муниципального образования  «Город Людиново и Людиновский район» А.Т. Балабаева. Были убраны заросли деревьев,  расширена земляная дамба плотины, укреплены её  откосы,  задернены поверхности, прилегающие к пешеходным дорожкам и автомобильному шоссе. Построен новый мост и новый водосброс с  более прочными шандорами (заслонками), регулирующими нормальный подпорный уровень водохранилища 181 метр.        Торжественное открытие движения по модернизированной плотине состоялось 2 ноября 2006 года.

                               

                      Олейник Л.М., ветеран труда,  ветеран Людиновского

                                тепловозостроительного завода  (1961-2008 г.г.).

                                                                                    Ноябрь 2013 г.

 


Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи